Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИТРОФАН
45, С. 467-470 опубликовано: 12 августа 2021г.


МИТРОФАН

Сщмч. Митрофан (Краснопольский), еп. Гомельский. Фотография. 1912 г.
Сщмч. Митрофан (Краснопольский), еп. Гомельский. Фотография. 1912 г.

Сщмч. Митрофан (Краснопольский), еп. Гомельский. Фотография. 1912 г.

(Краснопольский Дмитрий Иванович; 22.10.1869, слобода Алексеевка Бирюченского у. Воронежской губ.- 6.07.1919, Астрахань), сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов), архиеп. Астраханский и Царёвский. Из бедной крестьянской семьи. Отец работал на кирпичном заводе, мать была из семьи сельского церковнослужителя. Начальное образование получил в местной школе; затем на деньги, предоставленные его 1-м учителем, поступил в Бирюченское ДУ. В 1884 г. окончил училище по 1-му разряду и был принят на казенный счет в Воронежскую ДС. В 1890 г. окончил семинарию со званием действительного студента. 4 нояб. того же года Воронежский и Задонский еп. Анастасий (Добрадин; впосл. архиепископ) рукоположил его во диакона и назначил в Казанскую ц. пригородной слободы г. Коротояка Воронежской губ. 15 дек. 1892 г. был перемещен в Преображенскую ц. слободы Матрёна-Гезева Бирюченского у. (ныне с. Матрёно-Гезово Алексеевского р-на Белгородской обл.), а 23 февр. 1893 г.- в Троицкую ц. в слободе Алексеевка.

В 1893 г., овдовев, принял решение полностью посвятить свою жизнь Церкви. 13 сент. того же года поступил на церковно-историческое отделение КДА. Во время учебы в академии 11 авг. 1896 г. принял монашеский постриг с именем в честь свт. Митрофана, еп. Воронежского. 15 июня 1897 г. ректор академии Каневский еп. Сильвестр (Малеванский) в храме Киево-Братского в честь Богоявления мужского монастыря рукоположил его во иерея. В том же году М. окончил КДА со степенью кандидата богословия за соч. «Аскетика святого Василия Великого». 16 нояб. 1897 г. назначен инспектором Иркутской ДС, временно исполнял должность ректора семинарии. 25 янв. 1902 г. назначен ректором Могилёвской ДС, 2 февр. того же года возведен в сан архимандрита. С 1903 г. состоял цензором проповедей, произносимых в могилёвском кафедральном соборе, в 1905 г. назначен благочинным могилёвского Братского в честь Богоявления мужского монастыря. Активно участвовал в деятельности могилёвского Богоявленского братства.

После учреждения 25 янв. 1907 г. в Могилёвской епархии кафедры Гомельского викарного епископа 11 февр. того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) возглавил архиерейскую хиротонию М. во епископа Гомельского. Как викарный епископ, М. отвечал за миссионерскую деятельность в Могилёвской епархии, пребывая в Могилёве, являлся настоятелем могилёвского Братского мон-ря. Осенью 1907 г. был избран членом Государственной Думы 3-го созыва и участвовал в ее работе до 1912 г. Принимал участие в обсуждении в Думе проблем народного образования, поддерживал борьбу с алкоголизмом. 11 февр. 1908 г. был включен в состав учрежденного при Синоде Особого совещания для разработки мер по наилучшему устроению внутренней и внешней миссии и оживлению ее деятельности.

3 нояб. 1912 г. назначен правящим епископом Минской и Туровской епархии. В июне 1913 г. им был учрежден Минский епархиальный миссионерский совет и принят ряд мер по противодействию католич. экспансии в Западном крае. М. стремился максимально активизировать деятельность правосл. братств, организовал съезд представителей правосл. братств Зап. Руси в Минске в окт. 1913 г., на к-ром было решено выделить особый день празднования памяти младенца мч. Гавриила - 20 апр. и к этому дню устроить паломничество в г. Слуцк к его мощам. М. заботился о церковном просвещении края и развитии его духовных традиций, почитании местных святынь. По его благословению была написана икона Минских святых, на к-рой они все изображены вместе, осеняемые Покровом Богоматери. Вскоре копии иконы появились почти во всех храмах епархии и в домах многих ее жителей. М. старался упрочить в народе память о небесных покровителях епархии - святителях Туровских Кирилле и Лаврентии. Было решено строить в древнем историческом центре епархии - г. Турове каменный храм во имя свт. Кирилла Туровского. Начался сбор пожертвований на строительство, но первая мировая война помешала осуществиться этому замыслу. М. руководил организацией епархиальных госпиталей и лазаретов, сбором пожертвований для солдат, оказанием помощи оставшимся без крова жителям, эвакуированным из захваченных врагом местностей. Часто ездил на фронт для поддержания морального духа рус. воинства, бывал на позициях. «За особую деятельность по обстоятельствам военного времени» 14 мая 1916 г. был награжден орденом св. кн. Александра Невского.

С 29 янв. 1909 г. М. состоял почетным членом Об-ва первой российской Сергиевской школы трезвости, с 21 июля 1911 г.- являлся товарищем Председателя Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. 14 марта 1913 г. избран пожизненным членом постоянной Комиссии по вопросу об алкоголизме при Русском обществе охранения народного здравия в г. С.-Петербурге Императорского Палестинского об-ва, 3 мая того же года стал членом Управления и отдела Об-ва Красного Креста в Минске.

Сщмч. Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский. Фрагмент иконы «Собор Астраханских святых». Нач. XXI в. (Успенский собор г. Астрахани)
Сщмч. Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский. Фрагмент иконы «Собор Астраханских святых». Нач. XXI в. (Успенский собор г. Астрахани)

Сщмч. Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский. Фрагмент иконы «Собор Астраханских святых». Нач. XXI в. (Успенский собор г. Астрахани)

1 июля 1916 г. М. был назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Прибыв в Астрахань, он в первую очередь проверил состояние миссионерской деятельности. В сентябре того же года он объехал Калмыцкую степь, посетив самые отдаленные приходы. Стал инициатором открытия в епархии миссионерских курсов по борьбе с сектантством, продолжил на новом месте архиерейского служения дела благотворительности. Стараниями М. были устроены епархиальный лазарет, школа для детей беженцев в Чуркинской пуст.; миссионерскому Кирилло-Мефодиевскому братству он поручил заботу о семьях, из которых кормильцы были призваны в армию. После Февральской революции 1917 г. М. выступил с обращением к пастве и подчеркнул, что необходимо подчиняться Временному правительству. Однако он отказался подписать составленное астраханским городским собранием духовенства воззвание с приветствиями в адрес организаторов свержения монархии. 5 сент. 1917 г. по ходатайству М. в Астраханской епархии было учреждено Енотаевское вик-ство, в связи с чем правящий архиерей стал именоваться Астраханским и Царёвским. Епископом Енотаевским решением Синода был назначен еп. бывш. Петровский Леонтий (Вимпфен), который замещал правящего епископа во время его отъездов из Астрахани в авг. 1917 г. на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

М. был одним из активных деятелей Поместного Собора, участвовал во всех 3 сессиях, возглавлял соборный Отдел о Высшем церковном управлении. Важное значение имела решительная позиция, занятая М. по вопросу о восстановлении Патриаршества. 11 окт. 1917 г. он выступил на заседании Собора с докладом, в котором обосновывалась необходимость избрания патриарха: «Нам нужен Патриарх как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу и сам первый шел бы впереди». По словам М., вопрос о Патриаршестве являлся для Собора основным, без его решения дальнейшая соборная работа была бы невозможна. Доклад М. вызвал продолжительные и ожесточенные дебаты, но после происшедшего 25 окт. 1917 г. в Петрограде гос. переворота и прихода к власти большевиков подавляющее большинство членов Собора поддержали введение Патриаршества. 28 окт. Поместный Собор вынес историческое решение о восстановлении в Русской Церкви Патриаршества. В тот день в выступлении на Соборе М. сказал: «Дело восстановления Патриаршества нельзя откладывать: Россия горит, все гибнет. И разве можно теперь долго рассуждать, что нам нужно орудие для собирания, для объединения Руси? Когда идет война, нужен единый вождь, без которого воинство идет вразброд» (Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 1994. Т. 2. С. 6). 5 нояб. 1917 г. М. было поручено выступить в храме Христа Спасителя перед избранием по жребию патриарха, к-рым стал Московский митр. свт. Тихон (Беллавин).

В дек. 1917 г., после окончания 1-й сессии Поместного Собора, М. возвратился в Астрахань, где еще некоторое время сохранялись прежние структуры местного управления. С 12 по 25 янв. 1918 г. в городе шли бои между отрядами Красной гвардии и выступившими против них казачьими частями. Красногвардейцы укрепились в Астраханском кремле, где располагались кафедральный Успенский собор, духовная консистория и покои М. Казаки пытались штурмовать кремль, но потерпели неудачу; власть в Астрахани захватили большевики. Во время боев М. был под домашним арестом среди враждебно настроенных революционных рабочих и солдат. После окончания боев он был освобожден, но изгнан из Архиерейского дома в Астраханском кремле. М. разместился у своего викария еп. Леонтия в Иоанно-Предтеченском монастыре, впосл. ему удалось на время вернуться в архиерейские покои. 12 февр. 1918 г. общее собрание представителей приходов Астрахани под председательством правящего епископа приняло решение устроить общегородской крестный ход в знак протеста против декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», по которому Церковь лишалась всех юридических и имущественных прав и запрещалось преподавание в школах Закона Божия. Через полчаса после окончания собрания в здание жен. епархиального комитета, где оно проходило, ворвались красногвардейцы. 14 февр. во время литургии в астраханской Покровской ц. туда явились вооруженные красногвардейцы и попытались арестовать М. Возмущенные прихожане встали на защиту епископа. М. успокоил собравшихся, и красногвардейцы удалились. 18 февр. в Астрахани состоялся многолюдный общегородской крестный ход во главе с М. и еп. Леонтием.

Вскоре М. выехал в Москву на 2-ю сессию Поместного Собора. Во время соборных заседаний он выступал при обсуждении докладов об организации миссии, предложив решить вопрос о содержании миссионеров и о положении духовно-учебных заведений. М. заявил, что является сторонником пастырской, а не общегуманитарной духовной школы. 18 апр. 1918 г. по инициативе М. Собором было принято решение о канонизации Астраханского митр. сщмч. Иосифа, казненного сподвижниками С. Т. Разина в 1671 г. Торжественное прославление митр. Иосифа по обстоятельствам времени было отложено на год. По окончании 20 апр. 1918 г. 2-й соборной сессии М. вернулся в Астрахань. 25 апр. того же года патриарх Тихон и Синод приняли постановление о возведении М. в сан архиепископа. 1 авг. 1918 г. по благословению М. в Астрахани был совершён еще один многолюдный общегородской крестный ход. Во время 3-й сессии Поместного Собора в Москве, в авг.-сент. 1918 г., М. участвовал в обсуждении докладов о мон-рях и монашествующих и об устройстве церковного суда. Архиепископ выступил решительно против идеи об отстранении епархиального архиерея от судебной деятельности. М. выступил на Соборе с докладом «Об основаниях, при соблюдении которых автономная Украинская Церковь является канонически приемлемой», где подробно рассмотрел обстоятельства церковной жизни на Украине в 1917-1918 гг., доказав антиканоничность проявившегося в тот период автокефалистского движения.

В сент. 1918 г., в отсутствие правящего архиерея, еп. Леонтий (Вимпфен) выступил с воззванием в поддержку большевистского декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». По его инициативе в Астрахани был создан т. н. «Епархиальный союз церквей». Узнав о происшедшем, М. подал жалобу патриарху. Астраханский архиерей считал, что еп. Леонтий превысил свои полномочия, а «Епархиальный союз церквей» был создан параллельно епархиальному управлению для борьбы с правящим архиепископом. Еп. Леонтий был вызван на Поместный Собор на суд епископов, но он не поехал в Москву, послав телеграмму с сообщением, что местные власти не разрешили ему выезд из Астрахани. 26 сент. соборное совещание епископов постановило снять еп. Леонтия с должности викария и запретить его в священнослужении. М. ходатайствовал об отсрочке этого решения. Вернувшись в Астрахань, он объявил еп. Леонтию решение Собора епископов и патриарха. Советские власти попытались использовать противостояние 2 Астраханских архиереев в своих интересах. В местной прессе началась кампания против М. в защиту еп. Леонтия. К кон. окт. 1918 г. конфликт удалось уладить; еп. Леонтий призвал своих сторонников к спокойствию и заявил о беспрекословном подчинении высшей церковной власти. С него было снято запрещение в священнослужении, однако он не вернулся на должность викария, оставаясь только управляющим Иоанно-Предтеченским мон-рем.

Фронт гражданской войны постепенно приблизился к низовьям Волги. В окт. 1918 г. в здании церковного причта Успенского собора разместились штаб и Реввоенсовет 11-й армии, а семьи священников были оттуда выселены. М. отказывался покинуть реквизированный властями Архиерейский дом, хотя у него отняли часть помещений и лишили его возможности выходить из своих покоев, превратив фактически в узника. Лишь после того, как стало известно, что военная комендатура собирается применить по отношению к М. силу, он по настоянию близких к нему людей переселился к ректору семинарии прот. Николаю Летницкому в астраханский в честь Преображения Господня мужской монастырь и прожил в обители до дек. 1918 г. Когда же семинария и все монастырские помещения были заняты под курсы красных командиров, архиепископ поселился в доме духовника астраханского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женского монастыря прот. Николая Пальмова.

19 янв. 1919 г. еп. Леонтий устроил в Астрахани крестный ход, не поставив в известность правящего архиерея, и М. вынужден был вновь жаловаться на него патриарху (принятое по этой жалобе постановление патриарха и Синода о запрещении еп. Леонтия в служении вышло уже после мученической кончины обоих архиереев). 10 марта того же года в Астрахани после расстрела войсками стихийного митинга бастующих рабочих вспыхнуло антибольшевистское восстание, к к-рому присоединилась часть гарнизона. После жестокого подавления выступления рабочих и солдат в городе начались массовые репрессии, в т. ч. были расстреляны мн. священно- и церковнослужители, миряне - члены приходских советов. 25 марта, в день праздника Благовещения, во время проповеди в Благовещенском мон-ре, М. сказал о «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей». После литургии он отслужил панихиду по невинноубиенным. В кон. марта к М. явилась делегация во главе с протоиереями Димитрием Стефановским и Николаем Пальмовым. Понимая нависшую над архиепископом опасность, они предложили М. немедленно покинуть Астрахань. На это М. ответил: «Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы, на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моем малодушии».

После получения офиц. разрешения патриарха и Синода на 24 мая 1919 г. было назначено торжественное прославление сщмч. Иосифа, митр. Астраханского. Первоначально центром торжеств предполагалось сделать Успенский собор. Однако 23 мая военные власти закрыли для верующих доступ в кремль. Тогда М. благословил провести торжественное богослужение в близлежащем к кремлю Знаменском храме. 24 мая по окончании литургии верующие крестным ходом направились к Успенскому собору, где покоились мощи сщмч. Иосифа. Близ Пречистенских ворот кремля красноармейцы встретили крестный ход огнем из винтовок и пулеметов.

7 июня 1919 г., в канун праздника Св. Троицы, М. служил в Троицкой ц. и после всенощной остановился на ночь у настоятеля, намереваясь провести утром в этом же храме литургию. В 1-м часу, когда он делал наброски к проповеди, в кабинет настоятеля ворвались вооруженные красноармейцы и арестовали архиепископа. В ту же ночь был арестован и еп. Леонтий. Архиереев обвинили в организации контрреволюционного заговора с целью отравить цианистым калием высшее военное командование и личный состав воинских частей. Несмотря на ходатайства клира и прихожан неск. храмов об освобождении М. на поруки и надуманность обвинений, большевистское руководство во главе с председателем Астраханского временного революционного комитета С. М. Кировым вынесло обвиняемым смертный приговор. В ночь на 6 июля 1919 г. М. и еп. Леонтий были расстреляны во внутреннем дворике Астраханской ЧК (в наст. время в здании Кировского райвоенкомата). Верующим удалось тайно выкупить тела казненных, их похоронили за городом близ Покрово-Болдинского мон-ря. Панихиду отслужил прот. Димитрий Стефановский. На могиле сначала сделали маленький холмик, позднее соорудили небольшой памятник из кирпича. В 1930 г. памятник по решению властей был разрушен, чтобы пресечь паломничество верующих астраханцев, после этого могила М. была утрачена. В 90-х гг. ХХ в. предпринимались попытки отыскать место захоронения, но они не увенчались успехом.

27 дек. 2001 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя М. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 598; Оп. 202. Д. 246; Ф. 833. Оп. 1. Д. 13; УФСБ РФ по Астраханской обл. Д. 7991-С. Т. 5.
Соч.: Сб. проповедей. Могилев-на-Днепре, 1909; В борьбе за трезвость: Сб. слов и речей. Мн., 1913; «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас...»: Проповеди, слова, поучения. М., 2016. 3 т.
Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 361-364; Акты свт. Тихона. С. 124, 128, 158, 227, 228, 873; Кузнецов А. И., Ильичев А. Архиеп. Митрофан (Краснопольский) в последние годы его жизни // Патр. Тихон и история рус. церк. смуты. СПб., 1994. Кн. 1. С. 392-421; Баранец А. А., Иосиф (Марьян), иером., Саввин А. В. Судьба России в жизни астраханских святителей: Митр. Иосиф Астраханский и архиеп. Митрофан (Краснопольский) // Православие в ист. судьбах Юга России. Р.-н/Д., 2004. С. 31-52; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г.: Мат-лы и архивные док-ты по истории РПЦ / Сост.: М. А. Бабкин. М., 2006. С. 168-169; ЖНИР. Июнь. С. 423-462.
Игум. Дамаскин (Орловский)
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Священномученики Русской Православной Церкви Новомученики Русской Православной Церкви (см. также - Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви) Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви (см. также - Новомученики Русской Православной Церкви) Архиепископы Русской Православной Церкви Собор Белорусских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Собор Воронежских святых (4 сент.) Собор Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов Митрофан (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869 - 1919), архиепископ, священномученик (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов)
См.также:
АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)
ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
ПЕТР (Зверев Василий Константинович; 1876-1929), архиеп. Воронежский, сщмч. (пам. 25 янв., 4 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Нижегородской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Соловецких святых )
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской)
АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АЛЕКСАНДР Шалай (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 1 нояб., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСИЙ (Орлов; 1862-1937), архиеп. Омский, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых)
АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых)
ВАЛЕРИАН Васильевич Новицкий (1897-1930), свящ., сщмч. (пам. 10 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)
ВЛАДИМИР Гаврилович Зубкович (1863-1938), прот., сщмч. (пам. 18 янв., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВЛАДИМИР Иларионович Пастернацкий (1885-1938), прот., сщмч. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ВЛАДИМИР Димитриевич Талюш (1891 - после 1933), свящ., сщмч. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)